Всесезонные автошины: рационализм или легкомыслие?

Ни для кого не секрет, что в разных странах приняты различные нормы, регламентирующие установку авто шин, в зависимости от сезона. Так, например, в государствах скандинавского региона зимой запрещается эксплуатация транспортных средств, на укомплектованных шипованной резиной. На территории Западной Европы – напротив – шипы запрещены. Таких примеров можно привести массу. Но, как верно подмечено, сезонность в любом из случаев соблюдается неукоснительно.
 
Исходя из этого, многие делают вывод о том, что всесезонные авто шины – продукт, произведенный специально для тех стран, потребители которых стремятся сэкономить в той или иной степени. Причем, в качестве упреков звучат мысли о том, что такая экономия замешана на крови. Дескать, от установки всесезонки страдает безопасность. Причем, всех участников дорожного движения, а не только экономных владельцев авто.
 
Некоторая доля истины в этом есть. Некоторые эксперты и противники эксплуатации всесезонных шин оперируют тем, что в маркировке универсальных покрышек имеются буквы «M+S», которые обозначают грязь и снег, соответственно. Причем, такие обозначения встречаются, как на летних, так и на зимних покрышках. Основываясь на этом, можно предположить, что всесезонки в природе не существует. То есть, нам продают летние или зимние шины, позиционируя их, как всесезонные. Это не совсем верно. И лучшее тому подтверждение – то, что в линейке продукции любого, уважающего себя производителя, всесезонные шины присутствуют. Не зимние или летние, а именно всесезонные. Этот миф можно считать развенчанным.
 
Момент второй – безопасность. Действительно, создать универсальные авто шины, которые бы не были подвержены аквапланированию летом, не скользили по льду или хорошо «выгребали» из рыхлого снега, невозможно. В максимальной степени соблюсти самые высокие характеристики покрышек для того или иного сезона можно только в том случае, если они изначально проектируются для определенных климатических условий. Просто есть целый ряд взаимоисключающих факторов. Скажем, мягкая резина зимой не будет «дубеть» на морозе, однако летом она «поплывет» от высокой температуры. То же касается и протектора, и конструкции и всего прочего. 
 
Но. Существует целый ряд покрышек, предназначенных для эксплуатации в определенный сезон, однако имеющих принципиальные отличия. К примеру, дождевая резина. Особый рисунок протектора позволяет эффективно удалять воду из-под пятна контакта. Однако глубокие и частные продольные канавки с минимальным количеством ламелей не слишком хорошо сказываются на устойчивости авто при маневрировании на сухой дороге. И первые, и вторые авто шин – летние. Но эксплуатировать их нужно с умом. Примерно так же обстоят дела и с зимней резиной. Она может быть с шипами, которые существенно удлиняют тормозной путь на асфальте, а может быть фрикционной, что негативно сказывается на управляемости в гололед. Таким образом, универсальных авто шин нет. И это относится не только к всесезонке.
 
Теперь о том, что касается целесообразности эксплуатации всесезонных шин. Разумеется, в этом случае рассчитывать на какие-либо выдающиеся характеристики резины не приходится. Но использование всесезонки может быть вполне разумным шагом в нескольких ситуациях:
 
  • Во-первых, она часто и довольно успешно эксплуатируется на грузовиках, микроавтобусах и другом коммерческом транспорте. Это обусловлено не только экономией, а тем, что при большей массе сцепление с дорогой будет однозначно выше. То есть, применять сезонные покрышки во многих случаях просто нецелесообразно, так как их свойства не «окупаются» на 100%.
  • Во-вторых, всесезонка – отличный вариант для тех, кто «выгуливает» своего «железного коня» лишь изредка. Скажем, вы выезжаете из гаража несколько раз в год. Стоит ли покупать для этого два комплекта резины и менять их каждый раз, когда планируется поездка? Вряд ли. Но вот об аккуратности на дороге забывать не нужно. Все же, всесезонные авто шины имеют весьма средние технические характеристики.
  • В-третьих, покупка всесезонных шин – оправданный шаг для тех, кто не имеет финансовой возможности использовать покрышки по сезону. И упрекать экономных водителей за это не стоит. Все-таки, всесезонка – это лучше, чем «лысые» зимние или летние колеса.
 
Таким образом, любая категоричность при оценке всесезонных шин неуместна. Они пользуются спросом, и за такую резину потребитель голосует своим кошельком. Однако, устанавливая всесезонку на авто, не забывайте о безопасности. Своей и окружающих. Не стоит превращать свою машину в гоночный болид, ведь дороги общего назначения – не трек.